о воспитании детей и подростков
Делимся своим опытом, чтобы воспитывать детей с радостью
Статьи, полезные советы
"...Воспитание есть усвоение хороших привычек...", Платон


Встретившись в январе 2018г. мы сразу поняли, что нужно дальше делать...
Личный опыт. Татьяна Вандышева
Может ли ребенок работать над собой? Дети работать системно еще не умеют, не привыкли, и кажется, эта затея бесперспективная. Однако, если добавить творческого подхода, собрать интересное окружение и организовать занятия, то результат будет удивительным.

С чего все началось…

Моей дочери 8 лет. Когда я познакомилась с программой Личностного роста (Дистанция) Н.И.Козлова, по формированию новых навыков (для взрослых), ей было 4,5 года. Мое первое задания для формирования осмысленной речи было убрать мусорные слова, в том числе неосознанные «Нет» в разговоре. И это задание стало, одновременно, и первым упражнением для Николь. Только у нас оно приобрело новое название «Нетки-монетки». Я в то время как раз задумывалась о том, как начать ребенка приучать к знакомству с деньгами, а тут такой случай замечательный подвернулся… Маме нужно новый навык встроить, и хорошо бы с настроением и азартом. Мы торжественно купили копилку и установили правила. Моя Нет стоила 10 рублей в копилку Николь, ее – 1 рубль в мой кошелек. Я, честно говоря, не рассчитывала на результат по упражнению от ребенка, но каково же было мое удивление, когда речь четырех летней девочки на глазах стала преображаться. Ее результаты были не хуже моих. Дочка с легкостью заменяла Нетки приличными предложениями, стала, как и я, делать паузы перед ответами, и подловить ее было не так уж просто. Мы успешно с Николь улучшили речь практически за неделю! Скажу, что в мы сейчас конечно грешим словами- паразитами, и Николь ими порой сыпет. Я не запрещаю, и правил жестких не устанавливаю в этом плане. Но если мы вдруг объявляем день без них, то количество мусора в речи тут же сокращается. Дочка великолепно слышит себя и поправляет. И я знаю, что когда ей нужно будет, ее голова тут же включается и она в ответственный момент прилично может построить свою речь без ненужных слов. У нее есть навык думать, что говоришь. Здесь, посоветую периодически играть с приседаниями на разные слова – блин, ну, и т.п.

Следующее наше общее задание было научиться держать красивую осанку. Да! Мне уже давно за 30, а я этого не умела! Королевская осанка – было не про меня. Мы каждый день дружно стояли у стеки, прилипнув к ней, от пяток до затылка и глядели на стрелки часов. Одна, две, три… пять минут! Фух, отдыхаем на сегодня. Как я вовлекла ребенка? Просто – своим примером. Сначала дочь с интересом наблюдала, чего это я делаю, и постоянно меня расспрашивала – зачем это я липну к стене? А я честно отвечала - у меня такое упражнение, я хочу научиться держать осанку – ровную спину, и быть красивой. Через пару дней Николь тоже решила быть красивой и с осанкой. Замечу, что с рождения девочка моя не блистает отстроенным телом, ее плечи уходят вперед и вниз, а спинка напоминает взгрустнувший ковер-самолет из мультика Алладин. Но какова же моя гордость, когда я вижу на всех фотографиях ее с ровной спиной и приподнятым носиком. Да, отмечаю я, у нее точно есть привычка поправлять себя.

Еще одно упражнение, которое мы осваивали вместе «Солнышко», чтобы быть позитивным не взирая обстоятельствам. Здесь я использовала добрые внушения, сочиняла на ночь сказки про солнечную девочку, гномиков и еще кого-то и добавила себе упражнение Формат – на семейном совете ввели правила общения. Прочитав полезные статьи на Психологосе, я узнала о существовании добрых эльфов и вскоре, как-то ночью, такой эльф прилетел к нам в гости с ярким плакатом, который я повесила на стену. На нем были изображены фотографии нашей семьи, которая отныне стала королевством. А освещало королевство милое и радостное солнышко. Кстати, такое же солнышко как на плакате, я повесила у себя на работе, и в итоге оно распространилось по всем кабинетам на этаже, уж очень оно заряжало позитивом всех, кто заходил ко мне и видел его. Так в нашем доме появились важные полезные подсказки правила.

Вот уже и школа, нужно выступать с докладом перед всем классом, момент волнительный и в такой ситуации можно, конечно же, растеряться и забыть то, хотел сказать. Именно это произошло с моей дочерью, и тут же (!) она про себя сделала упражнение «ошибочка», которое мы отрабатывали раньше. Мы тренировали простую фразу для случаев, если попал в просак «Ошибочка, я хорошая, работать»

И, Ура! В тот момент, когда это нужно было дочь – таки, что сказать и достойно закончить выступление. С какой же радостью она делилась успехом.

Что важно, для того, чтобы дети включались в саморазвитие, так это, постоянный пример родителей. Я безумно благодарна любимому супругу, за то, что вместе со мной поддерживает культуру бодрого утра, формата и здравого смысла жизни по дистанции. Наши дети смотрят на нас и точно, что никуда им не деться от полезных навыков. А если, вдруг, у нас дома они решили ссориться, то тут же получают задание «повтори-согласи-добавь». О, теперь дети дома внимательнее, и мы говорим им спасибо, что следят и за нами, родителями, и тоже напоминают нам про это упражнение, если вдруг мы спорить вздумали.

У меня сейчас новое упражнение «Копирование походок» и идя по дороге в школу, мы с дочкой копируем походки друг друга и людей, и размышляем вместе с какой походкой жить интереснее и радостнее, а с какой наоборот. А вчера, по пути к стоматологу, хоть и со слезами, но плюсы все-таки мы вычерпывали, с утра еще и итоги повели – точно они есть и уже без слез.

Все чему учусь я, передаю дочке и ребятам, которые занимаются на наших курсах. Мы вместе проходим интересный и важный путь, делиться своими наблюдениями и изменениями.

Записывайте детей на наши занятия, вместе мы сможем строить жизнь счастливо!

Октябрь, 2017
Татьяна Вандышева
Вначале была идея. Алла Силосьва
Конечно, все началось с Университета практической психологии и проекта ДИНАСТИЯ, но конкретно идеей о детской Дистанции меня и Татьяну Вандышеву вдохновила Светлана Сатина. Под ее руководством мы решили разработать сценарий личностного развития ребенка и поставили цель – с помощью Дистанции воспитывать в детях такие привычки как организованность, лидерство, солнечность - и много-много других.

А как? Решили вначале все проверять на своих детях. Почему-то сразу стало получаться. Скоро в нашу экспериментальную группу добавились еще желающие, дело пошло! А сейчас наш курс набрал обороты!

Какие первоочередные задачи мы ставим перед собой и детьми? Не поверите: наши дети учатся просыпаться и ложиться вовремя, учатся следить за своей речью, прописывать план дня, ставить цели, организовать себя.

Вот такие мелкие задачи, да?

Дети учатся этому сами. Добровольно. С энтузиазмом и желанием. Мы сами не все понимаем, как это получается, но пока всё работает.

Система мотивации детей

Как мы заинтересовали Дистанцией наших детей? Во-первых, мы их уже давно заразили собственным примером. Во-вторых, мы им создали собственную группу в Вотсап, а для них это круто. Они, как взрослые, пишут планы и заполняют чек-листы. Раньше они просто трепались, а мы их за это ругали. А теперь они рассказывают друг другу о своих успехах и дают друг другу обратную связь. Это им еще более интересно, а мы ими - восхищаемся!

Они хвалятся своими успехами, и это их задание! Они поддерживают друг друга - и за это также получают баллы! Они учатся отзывчивости - и им это быстро начинает нравится!

Из собственного опыта На первом занятии, детям рассказали, что такое дистанция, какой формат используем для общения. Взяли для отработки два упражнения – Королевская Осанка и Убираем Нетки. С этого дня дочка примерила на себе статус маленького студента. У нее появилось дело, за которое она в ответе не только перед собой и перед мамой, но и перед новыми друзьями. 26 января впервые написала свой план дня. Вечером отмечала звездочкой выполнение дел.

В течение трех недель я вела регулярные записи каждого дня Детской Дистанции, сравнивала с тем, что было раньше. Хочу поделиться переменами, которые происходят с моей дочкой.

Утром подъем в 7.00 – пять из семи дней. Вырабатывается стабильный график просыпаться в одно и то же время без капризов. Делает зарядку совместно со мной 4/7 дней. Улыбается и напоминает мне улыбаться. Солнышко – отдельная тема. Наше солнышко чаще пряталось за тучкой в течение дня, и упорно отказывалась выглядывать. Сейчас у нас появился чек лист, где в конце дня ставим оценку за улыбку. Улыбок значительно больше. А сегодня была приятно удивлена, когда утром она встала и сказала, что пора делать зарядку. Новая привычка заменяет старую и это радует. Следит за нетками. Если проговаривает их, то приседает три раза. Раньше отказывалась приседать, обосновывая это тем, что она не играет в эту игру. Сейчас подключила класс, приседает, заставляет других приседать. Стала намного активней. Подтягиваются и школьные предметы...

Всё это похоже на волшебство. Дистанция меняет поведение, манеры общения, привычки... Дети умнеют!

Что пишут о результатах другие родители.

Жизнь так круто поменялась в лучшую сторону. Нике нравится, а я вижу первые результаты нашей работы. Ребенок знает, как начать свое утро, следит за своей речью, постепенно себя дисциплинирует и делает все это с удовольствием. А самое интересное – она это делает не потому что мама сказала, а потому что работает в отличной команде и мечтает быть лучше, чем вчера. Результаты ошеломляют... Если результат окажется стойким, дети втянутся и родители продолжат работать, то проект Династия действительно станет реальностью.

февраль, 2018г.
Алла Силосьева

Наблюдения мамы. Светлана Сатина
Катерине 10 лет и она уже очень много чего умела, что не все выпускники вузов умеют в сфере самоорганизации. Тем не менее:

Через 6 недель после начала курса:

Было: Утром просыпалась после моего третьего захода в комнату, бухтела и шла обливаться
Стало: Встаёт сама, делает зарядку, идет обливаться.

Было: Речь-тарахтушка и веселушка, любительница поспорить, и как следствие, первое слово в разговоре: «НЕТ»
Стало: Думает, что говорит. Строит фразы в позитивном контексте, ищет нужные словесные конструкции, чтобы обойтись без нетки.

Было: Вела дневник и чек лист по домашним делам.
Стало:Тоже самое, +домашние дела стали более взрослые, + помогает сестре с домашними делами, точнее рациональностью их выполнения: «Если сейчас уберешь, под мусоркой, то потом больше времени останется на игры..»

Было: Осанка. Старалась, мне хотелось бы видеть эту ровную спину и без моего присутствия
Стало: В 80 % случаев сидит ровно и за обеденным столом и за школьной партой.

Было: Всегда улыбчивая, хотя и серьезная
Стало: Осознала, что свое настроение делаем сами и в споре с сестрой стала спокойнее, ведет себя как человек, понимающий, что крик и истерики результата не дадут, а спокойно по 10 раз ей все разъясняет. Хотя бывает, как те щенки, начинают доставать друг друга, но это скорее игра – осознанная.


Марина- первоклашка, почти 7 лет.
Упражнениями до курса с ней особо не занималась. Основной упор на старшую, а старшая воспитывала младшую.

Через 6 недель после начала курса

Было: Утром просыпалась с боем и сонная обливаться. Встаёт сама, но только после старшей.
Стало: Делает зарядку, идет обливаться. Бежит радостная целоваться. Утро проходит на позитиве.

Было: По неткам-даже не знаю как было. Употребляла, но слух не резало
Стало: Слышит чужие нетки, но мне кажется, она еще не понимает смысл упражнения и делает, как все

Было: Вела дневник и чек лист по домашним делам.
Стало: Ведет его сейчас каждый день, не пропуская, без моего напоминания и домашние дела, это как само собой разумеющиеся. Исчезли препирательства из серии: «А почему я??»

Было: Осанка. Горбилась, локти на столе – получала постоянные замечания.
Стало: Осознанно старается быть ровной. Если делаю ей замечания, корректирует осанку и все – без кривляния.

Было: Всегда серьезная с глазами на мокром месте.
Стало: Заставляет себя улыбаться! Сама себя. Знает, что ей отчет писать и балы набирать и тянет эту улыбку на лицо. И настроение-то улучшается! Из любимого состояния грусти научилась переключаться гораздо быстрее, чем раньше!!!! Как долго я вела ее к этому, и вот наметились первые сдвиги.

Я очень довольна результатами, которые есть у детей, и мне кажется уже такой возможной реальностью следующие упражнения для детей. Они справятся, они этого хотят!!! Вся задача – только в руках родителей правильно им помочь!

Март, 2018г.
Светлана Сатина


Цель воспитания –
научить наших детей обходиться без нас.
Эрнст Легуве

Правила общения, или водопад доброты. А.Силосьева
Часто происходит так, что мы, взрослые, говорим о хороших делах, учим детей правильно общаться друг с другом. Дети при этом хорошо внедряются в беседу, вроде как понимают, соблюдают правила поведения. Но это пока они находятся под вниманием взрослых. Сами же они чаще общаются по своим правилам, не понимая при этом друг друга. Из-за этих непониманий возникают обиды.

На прошлой неделе решила протестировать интересную игру, которая называется «Водопад доброты».

Цель: - развитие навыков коммуникации среди детей на позитивном уровне. Усилить мотивацию совершать добрые дела.

Была проведена беседа: «Каждый человек отличается от другого не только внешним видом, но и тем, какие поступки он совершает. Но у нас есть и что-то общее: мы все общаемся и можем понять друг друга. Поэтому мы нарисуем водопад. Водопад – это то, что есть у всех нас – взаимопонимание. Он может быть разным. Каким вы его видите, таким и нарисуйте. Это ваш водопад».

Каждый ребенок нарисовал свой водопад. Целую неделю в течение дня дети получали по два задания. При выполнении задания они заклеивали полоску «воды» на водопаде. В конце недели у кого больше полосок, тот и стал победителем.

Задания Понедельник

- Пожелай всем добрый день, всем, кого ты увидишь.

- Мой хороший поступок за сегодня.

Вторник

- Сделай своим одноклассникам или тому, кто тебе нравится, комплимент.

- Пожелай хорошего, удачного дня тому, кому ты хочешь.

Среда

- Напиши письменное пожелание своему другу, подруге.

- Что я нашел для новогоднего праздника? С кем поделился?

Четверг

- Я выучил стихотворение, песню.

- Я помог родителям.

Пятница. Подведение итогов.

- На этой неделе я сделал… (свои поступки за неделю)

- Я выучил пять добрых слов, которые мне помогли в общении.

В пятницу провели беседу о том, что нам удалось выполнить в течение недели? Какие трудности были? Что больше всего понравилось делать? Награждали трех лучших кандидатов на победу. Интересно то, что в игру подключились все 23 ученика. В первый день у всех был свой водопад. К концу недели были только 16 водопадов. Из них самых ответственных было шесть. Это наблюдение помогло мне понять то, что все хотят сделать хорошее дело, но, сталкиваясь с определенными трудностями, кто-то бросает на следующий день, кто-то спотыкается на полпути, кто-то умело добавляет от себя, чтобы было больше полосок бумаги с добрыми делами, а кто-то ответственно идет к цели.

Поэтому я решила продлить нашу игру, а в конце месяца подвести итоги. Ребята получили новое задание: нарисовать свой водопад, где они каждый день в течение месяца будут добавлять одну полоску (одно задание в день), если выполнили его.

Задания
  1. Мое доброе дело сегодня. Посчитай, сколько раз ты сказал сегодня спасибо.
  2. Улыбнись другу. Сделай ему три комплемента.
  3. Принеси записку от мамы, чем ты ей поможешь сегодня.
  4. Мое доброе дело сегодня.
  5. Участие в игре «Волшебники и горожане».
  6. Обращайся ко всем коллегам по имени.
  7. Мой хороший поступок сегодня.
  8. День доброжелательности. «Я сегодня самый доброжелательный, потому что…»
  9. Встречаем радостно друг друга, когда входим в класс.
  10. Напиши пять качеств доброго человека.
  11. Кто твой любимый герой и почему?
  12. Мое доброе дело сегодня.
  13. Чем я могу быть полезен моей семье?
  14. Чем я могу быть полезен моему классу?
  15. Напиши сколько у тебя друзей.
  16. Мой хороший поступок сегодня.
  17. Мне сегодня сказали, что я… (напиши о себе все самое хорошее)
  18. Будь сегодня вежлив, внимателен, уважителен в школе, дома.
  19. Кому и что ты уступил сегодня?
  20. Говори правду в глаза, но тактично.
  21. Мой хороший поступок сегодня.
  22. Я хороший, потому что…
Можно менять задания каждый месяц, продолжая игру развивать, чтобы получить 100% -й результат. Ведь всем известно, что под лежачий камень вода не течет.

Играя в такую игру, дети воспитывают в себе доброжелательность, чуткость, ответственность, тактичность. Так ли это важно? Конечно, потому что именно так проявляется умение понимать человека.

Наши мысли - чистые, как снег! О воспитании позитивного мышления. Т.Вандышева

Как же чудесно лепить снеговиков из белого-белого снега! Мы идем с дочкой Николь по парку, и вокруг нас снеговики, снеговики - один другого красивее! Мы говорим с Николь о том, что наши мысли и речь в чем-то похожи на снег. Когда-то они бывают чистыми и пушистыми: ложатся, стелются, украшают нашу жизнь, других радуют, а когда-то бывают другие: липкие, припачканные и пачкают других.


Похоже, что когда мы делимся с близкими своими мыслями и чувствами, мы чаще говорим о проблемах и своем плохом состоянии. "Что - то я сегодня не в духе," - говорим просто так, без причины и повода. Замечали за собой? А как же! Сегодня у меня Событие – мне плохо. Позвонила мама - поделились с мамой, потом с соседкой в подъезде, сообщили коллеге по работе, потом подруге... И катится по земле ком негатива, и докатывается до каждого уголочка земли, и нам, нашим детям начинает казаться, что это норма, это правильно, что эта жизнь такая и ничего не поделаешь.

Сегодня день был у нас немного напряженный. Долгая дорога по Москве на выступление, проехали свой поворот, попали в пробку, опоздали на репетицию, зуб еще разболелся. Хотя всю дорогу я как попугай распиналась, что главное - на концерт успеваем, программа отработана и выступление в любом случае будет отличным, все складывается хорошо в итоге, все-таки к вечером случилась любопытная ситуация...

Звонит дочери подруга – у нее счастье еще один молочный зуб выпал. Помните, какая это радость в жизни и событие? Но тут-то моя юная леди оказалась не в духе, и звонок был не во время: что мне до нее, я устала, и вообще в телефоне играю.

– Ну и чего надо? Не звони мне, – вместо "Привет!" буркнула в телефон моя уставшая "звезда". Ей не до других.


Моя реакция – молниеносная и через несколько минут подруга принимает извинения, а дочка дозу волшебных пенделей и лекцию о культуре... Да, есть школа, улица, другие дети, другие взрослые. Но стержень и вектор поведения ребенка задаем мы, родители.

По дороге в школу предлагаю Николь поиграть в игру, которую любит Полианна (смотреть всем фильм и эту книгу читать всей семьей обязательно!). Когда дорога в школу сопровождается дождем, для нас существуют только радостные ассоциации с этой погодой, потому что в ней мы давно нашли много радостных моментов:

  1. Наконец-то выгуливаются красивый зонт с Эльзой и резиновые сапожки
  2. Когда идет дождь это ж сколько луж! Какая радость шлепать по ним в сапогах.
  3. Выползают дождевые червяки, это так интересно!
  4. Дышится во время дождя легко и воздух вкусный.
  5. Дождь смыл с нашей машины пыль, прекрасно!
Когда знаешь, что «потому что дождь» столько хорошего, привычка печалиться из-за погоды исчезает.

Благодаря ситуации со звонком у Николь появилось интересное задание.

– Придумай скорее плюсы: когда не до разговоров, но звонит телефон. Начинай, я помогу если что.

И вот что получилось:

  • Можно потренировать вежливое приветствие: – Привет, я тебя рада слышать. Сейчас говорить не могу, перезвоню тебе завтра.
  • Когда звонит телефон, я отвлекаюсь от игры! Лучше же с подругой поговорить, чем в телефоне играть.
  • Можно послушать красивую мелодию звонка.
  • И вообще, то, что есть телефон у ребенка в столь юном возрасте – это радость.
  • Звонит – значит работает, связь есть. Хорошо!
– С заданием справилась - пятерка.

Можно теперь смело надеяться в будущем, что еще на одну «неприятность» стало в жизни меньше и мысли становятся теперь радостнее. Приучать себя и детей думать о хорошем – увлекательная игра и большая польза. Научившись сначала в мелочах, и мы, и наши дети с серьезными ситуациями справимся обязательно!

Автор и Жертва: как об этом рассказывать детям? Т.Вандышева
Оказывается, что эмоции, с которыми мы живем и даже чувства, которые испытываем - ничто иное как, привычка. Сформировалась она давно, под влиянием родителей, школы, улицы, телевизора, прочитанных книг, услышанных историй... Мы с детства видим разные модели поведения, примеряем к себе не думая - другие так делают, значит и мне нормально. А потом привыкаем.

А все ли такие привычки одинаково полезны и нужны? Шаблоны нашего поведения не продуманны и почти всегда не хороши. И как же было бы здорово вместо них иметь другие, и поэтому я свою дочь учу думать над своим поведением уже сейчас.

Моей Николь почти 8 лет. Она обычный ребенок, уже хорошо умеет все, в т.ч. капризничать, обижаться, ныть, все роли жертвенного поведения освоены, успешно подкреплены бабушками и моими педагогическими ошибками.

Знаете, когда-то я прочитала у Владимира Довганя, что самое большое влияние на него оказали два человека - его мама и его дедушка. А делали они две простые вещи. Дедушка, отводя его каждый день в школу, всегда по дороге говорил ему, что он вырастет успешным человеком, а мама, не смотря на его двойки, всегда говорила, что в него верит! Ежедневные слова этих людей стали для него опорой на всю жизнь, позволяли ему выкарабкиваться и всегда стремиться к успеху. И кажется, что получилось.

Такую же миссию теперь по дороге в школу, я выполняю каждый день. Каждое утро, я рассказываю ребенку, что ее ждет прекрасное будущее и она очень много в жизни полезного сможет сделать, и еще объясняю на простом, доступном языке, все то, чему сейчас учусь и я. В том числе и всю правду про поведение людей.

История про Жертву и Автора звучала примерно так:

«А знаешь, люди бывают разные? Бывают Авторы, а бывают Жертвы. Хочешь, я тебе расскажу про них?»

Я всегда начинаю важные разговоры с вопросов, и стремлюсь заинтересовать ребенка так, чтобы она вцепилась в информацию и жадно ее впитывала, и прямо выпрашивала меня рассказать еще что-нибудь. Как же здесь важны интригующие интонации! Иногда даже на шёпот перехожу. А вы используете это? Уверена, что многие - да, а кто нет - берите подсказочку!

«Вот ты же знаешь, что ситуации в жизни бывают разные, - продолжаю я, - например, ребенок получил плохую оценку. И в этой ситуации Автор и Жертва ведут себя по-разному. Настоящий Автор всегда находит выход из ситуации, думает о том, что он такого сделает, что бы решить проблемку. Он будет тренироваться, решать больше примеров, исправлять свои ошибки, что бы впредь их не допускать. И проблем-то в жизни для него не существует - он задачи решает! Вот как ты! Ты же здорово, так задачи все решаешь! (я делаю намеренно здесь это внушение «Ты решаешь задачи, значит ты - Автор»). Так и Автор - на все непростые ситуации смотрит как на интересную задачу. А вот Жертва, делает все совсем по-другому – он и лишний раз расстроится, и расплачется, еще и кого-то в этом виноватого найдет: «Это все потому что Петя меня отвлекает!» Как по твоему какой вариант лучше, что тебе больше нравится?» Ответ ребенка очевиден. Конечно - Автор!

Мы идем дальше и вместе придумываем ситуации или что-то вспоминаем из жизни. Например:

- Вот вспомни - ты же на шпагат с первого раза не села и не расстроилась, а занимаешься, дома растяжки делаешь и на танцах твой шпагат самый лучший, ты молодец, здесь ты - Автор. А вот вчера кто-то, кажется, обижался....
- Ой, мам, это я понарошку!
- ДА?! И как ты в следующий раз поступишь?

Теперь рассказывает сама как правильно. Конечно, вот так за один раз волшебства не произойдёт, и моя звездочка, еще не раз будет вести себя не по-авторски, но потом мы обсудим и все поправим на будущее. А когда после школы мне дочка рассказывает, что на перемене играла с Таней «В автора и жертву», я ей и себе «ВАУ!» говорю, ведь эту игру она сама придумала и одноклассников вовлекает! Здорово же! Спрашиваю удивленно:

- А как же вы играете?
- Мы придумываем ситуации и говорим, как жертва и автор в них себя ведет.
- Круто, научи еще кого-нибудь завтра, - говорю довольная я.

А на следующее утро у нас снова интересная дорога в школу, заверение от мамы, что ее ждет прекрасная жизнь, о том, сколько полезного она в жизни сделает, и конечно - новая тема. А какие полезные истории рассказываете детям вы? Интересно же! Делитесь!


Игра "Включи голову". Т.Вандышева
Я часто критикую детей (не вслух), что сами часто не могут сообразить, что сделать сейчас, ждут, когда им придумают, чем заняться, каждый шаг нужно подсказывать. Чтобы не думать за них, решила помочь им это сделать самим: придумала игру «Включи голову».


Перед завтраком объявила начала игры. Пришли и стоят, ждут указаний, когда им опять все готовое будет. Я говорю «А чего стоим, включаем головы, что делать надо?», «Я знаю, разложить по тарелкам», Правильно. Но тут же хватает вилкой из кастрюли сосиску и уже готова ее отправить на тарелку со стекающей по ней водой. Я останавливаю «А теперь включи голову, что сейчас на полу будет?» Процесс пошел… А что делать - непонятно. «Какие есть идеи? Как переложить в тарелку сосиски, чтобы не растеклось и еще, чтобы не тяжело было держать?»

Задача элементарная для взрослого, а детям не сразу понятно, мозговой штурм! Идеи! Головы включаются, работают, а я их хвалю.

И так на каждый шаг. Теперь бегают, давай поиграем и опять «Что ты нам придумаешь?» А я ласково отвечаю «А ты включи голову» и надо же, помочь по дому предложили сами!

Игра "Что ты видишь хорошего?" Т.Вандышева
Хорошего в жизни больше, чем кажется.

Ранним утром в дождливый серый день дорога мамы с ребенком в школу бывает не самым слаженным процессом. Ребенку интереснее по лужам шлепать, а не шагать в стремительном темпе мамы. Тут либо подгонять через каждый шаг "давай быстрее", "не отвлекайся на лужи, мы не на прогулке" либо:

- А хочешь новую игру?

- Да, конечно!

- Ну не знаю... нужна ли она тебе. Это игра в которой думать надо, вряд ли тебе интересно будет... – Хочу,хочу! Расскажи!

- Все-таки наверное не стоит... хотя если ты мне пообещаешь сыграть в нее три раза в школе, то я пожалуй, так и быть, расскажу тебе.

- Да, да! буду в школе тоже играть!

Шаг девочки уже начал ускоряться, почти вперед мамы побежала.

- Ну тогда слушай. Игра называется «а что ты видишь во мне хорошего?» Вон, посмотри, идет мужчина, огляди его внимательно. Я его не знаю, но тебе расскажу, что в нем хорошего. Интересно?

- Да! (Темп шагов стремительный)

- У него очень бодрый шаг, и я думаю, он энергичный! А еще видела - лицо у него задумчивое, думает о чем-то важном.. серьезный человек, а не разгильдяй. А вон мама с мальчиком идет, увидела?

- Ага..

- Мама так заботливо поправляет его шапку, какая она добрая, любящая! А теперь - ты:)

- Хм… (пауза) Мальчик с портфелем, он наверное в школу, и наверное от старается хорошо учиться, чтобы быть умным!

- Умница!

Дорога в школу стала энергичной и интересной, с пользой и в окружении, хоть и незнакомых, но хороших людей. В мире так много хорошего!



Организованность – лучший друг младших школьников. А.Силосьева
Самостоятельность и организованность – верные, неразлучные друзья. Ребенок способен организовать себя, когда начинает действовать с разумной долей самостоятельности. Он знает, что легче найти нужный ему предмет, когда тот находится на своем месте. Он понимает, что в ответе за свои вещи, а значит, бережет их.

На что стоит обратить внимание родителям, для того чтобы научить своего ребенка быть организованным?

Определите с ребенком его рабочую зону: место, где он выполняет домашнее задание, читает, пишет, рисует. Дорогие родители, рабочая зона имеет особое значение в развитии и организации ребенка.

Читать, писать и рисовать – прекрасно, но не менее важно, где ребенок это делает. Ваш ребенок делает свои уроки у вас на кухне? в спальне? на диване, лежа на полу? Это – неправильно. Вспоминайте до боли знакомое:

– Мам, ты не видела мой дневник?
– Ааа, я не могу найти учебник по русскому!
– Я опять потерял ручку и карандаш.
– Я вышел из комнаты с тетрадкой по математике. Теперь тетрадка исчезла!

Отлично! Ищем тетрадку всей семьей полчаса, а то и полдня. Тетрадка, конечно, может объявиться каким-то чудесным образом в течение года, но к тому времени она уже будет не нужна.

А когда у ребенка есть рабочий стол со шкафчиками, тогда обычно все школьные принадлежности находятся на своих местах. Хорошо помогает ребенку упражнение Дистанции «Порядок на рабочем столе».

Одна наша участница на Детской Дистанции создала замечательный чек-лист, где написала:

«Все для ВПР находится в папке с Мишкой, папка с Мишкой в тумбочке слева, на нижней полке. Школьные тетради, учебники ищу в верхнем шкафу справа и т. д. Кате 11 лет, но она уже освоила для себя золотое правило: порядок на столе – порядок в голове».

Чем еще хорошо, если у ребенка его рабочая зона? Помимо того, что все принадлежности находятся на своих местах, ребенок пишет, читает за письменным столом, который адаптирован под его рост и возраст. В период с шести до восьми лет начинается процесс формирования осанки и от того, где он пишет и как он сидит, зависит не только его здоровье, но и его красивая, уверенная внешность.

Все в порядке, когда есть План дня

Забыл... Это раздражительное слово для родителей, но очень удобное для детей.

– Что вам задали по английскому?
– Забыл…
– Где твой спортивный костюм?
– Забыл в школе.

Как думаете, кто в итоге волнуется больше: ребенок или мама? Мама! А ребенку удобнее забывать.

В такой ситуации выручает план дня. С чего начать? Сделать чек-лист на месяц. Если вы напишите длинный список дел на день и повесите его на холодильнике, то скорей всего он там так и останется для красоты. Ребенку легче запомнить дела, которые он выполняет каждый день. Чтобы добиться результата, делим день на УТРО, ОБЕД, ВЕЧЕР! На каждый промежуток дня записываем по три задачи, которые ребенок выполнит. Дело, которое ребенок сделал, отмечает галочкой. Чем больше галочек, тем удачнее день. Например, у нас так:

УТРО:

  1. Подъем в 7 часов.
  2. Зарядка.
  3. Холодный душ
ОБЕД:

  1. Проверить и заполнить дневник.
  2. Погулять, поиграть.
  3. Помыть посуду.
ВЕЧЕР:

  1. Домашнее задание
  2. Порядок на рабочем столе
  3. Приготовить рюкзак, одежду на завтра.
План составляем вместе с ребенком по принципу – что ты хочешь делать и чем тебе полезно заняться?

Даем ребенку четкие инструкции

Понаблюдайте в течение дня, как вы общаетесь с ребенком. Ребенку трудно будет выполнить ваше требование, если в нем нет четкой инструкции. Я наблюдала за тем, как бабушка учила внучку убирать за собой свои вещи: «Почему ты не убираешь свои вещи? Посмотри, все разбросано по дому! Это разве красиво? Ты девочка, а все никак не научишься следить за своими вещами! Поэтому ты никогда ничего не находишь!»

Какую инструкцию получает здесь ребенок и что он должен сделать?

  • Найти оправдание, почему все разбросано? (найдет)
  • Посмотреть вокруг как все «красиво»?
  • Подумать над тем, почему он не убирает свои вещи?
Да ну его этот порядок! Проще обидеться на бабушку и ответить: «Ты всегда так!»

Мы, взрослые, часто дезориентируем ребенка, когда одновременно выражаем свое недовольство и учим как правильно. Поэтому четко и кратко даем инструкцию, что ребенок должен сделать:

  • Наведи порядок на своей полке.
  • Вымой посуду.
  • Пиши красиво.
  • Выпрями спину.
Если ребенку трудно выполнить задание самостоятельно, показываем пошагово, как правильно сделать два-три раза. Как показывает практика, в следующий раз он справится самостоятельно, и сам сделает для себя открытие: «Чем больше я тренируюсь, тем лучше у меня получается!»


Как планировать свой день - дошкольнику? А.Силосьева
Когда ребенок еще маленький, мы, родители, планируем все за него. Ставим перед ним задачи, подсказываем шаги выполнения, даем инструкции, как правильно делать, контролируем процесс.

Этот процесс можно изложить на бумаге в виде плана. Если ребенок еще не достиг школьного возраста, то план можно нарисовать, либо сделать веселую аппликацию, чтобы малыш понял, что от него требуется. Младшие школьники частично справляются с этой задачей сами, но в большей степени нуждаются в помощи родителей.

Зачем ребенку прививать навык планирования, когда и так все ясно и понятно, что день запланирован заранее? Он каждый день посещает детский сад или школу. Мама ведет его на подготовительные курсы. Танцы, гимнастика, музыка, хоккей, футбол – это примерный режим дня ребенка. Но при этом родители часто говорят, что ребенок плохо справляется с утренними процедурами, опаздывает в школу, а вечером его трудно отправить вовремя в кровать. Трудности также возникают с организацией порядка, поддержанием чистоты рабочего места, контролем эмоций.

Изначально список дел предназначен для родителей. Но, когда ребенок видит, как мы составляем план дня, он приобретает навык, который будет использовать в дальнейшем для своих нужд. На первом этапе он только знакомится с планированием дел на день, неделю. Дальше его вовлекают в процесс составления дел. Ребенок является полноправным партнером при разработке задач на день. Постепенно он учится организовывать свое время без помощи родителей.

Для большей эффективности список дел лучше разбить на части – утро, обед, вечер.

Список дел на утро лучше всего обговорить заранее с ребенком. Вместе определить порядок действий, время выполнения, чтобы вовремя успеть в школу. Согласно требованиям создать чек-лист и повесить его на видном месте. На первых порах мама напоминает без прямых указаний о последовательности дел на утро. Дело, которое выполняет, ребенок вычеркивает из списка или ставит галочку. Чтобы ребенок почувствовал время выполнения, можно поставить таймер. Например, 8-10 минут на зарядку, 2 минуты почистить зубы, 5 минут проверить портфель, одеться. В течение трех недель у ребенка вырабатывается самостоятельный навык выполнения задач.

Время с утра до обеда занимает школа. Это время четко распределено при помощи дневника. Некоторые дети часто забывают заполнить дневник или не хотят, так как вечером могут позвонить другу/подруге, узнать домашнее задание. В этом случае помогут напоминалки в виде стикеров на учебниках, поощрительная система.

Дела на вечер распределены по приоритетам: домашнее задание, приготовление портфеля, вещей на завтра, выполнение работы по дому, вечерний ритуал. Главный принцип - все дела закрываются до 21.00. План действий, сроки выполнения также обговариваются с ребенком. Чтобы ребенку было легче начать, лучше всего начинать с легких заданий.

Например, после выполнения домашнего задания ребенку необходимо убрать свое рабочее место. Составляем первые шаги:

– Решаем, какие предметы остаются на столе, какие отправляются в ящик.

– Распределяем тетради к тетрадям, книжки к книжкам, карандаши отправляются в стакан для карандашей, цветная бумага, картон - в папку.

– Над столом прикрепляем фотографию, как выглядит стол, приведенный в порядок.

Через пару недель ребенку не придется напоминать об уборке на своем столе. Маленький человек выработал такой навык при помощи планирования.

Список дел на вечер: заранее обговариваются обязанности ребенка по дому (от одного до четырех дел за день). Сколько времени потребуется на выполнение? Когда дело будет выполнено? В списке дел указываются сроки: время, день выполнения этого дела. Ребенок отмечает галочкой - выполнил/ не выполнил. Если выполнил, хвалим, поддерживаем азарт в выполнении заданий. Если не выполнил – ведутся переговоры. Возможно в процессе выполнения у него возникли трудности. Выясняем их, помогаем преодолеть.

Правильное планирование – ключ к успеху. План всегда можно изменить, откорректировать в зависимости от приобретенных навыков ребенка.

Как эффективнее справиться с этой задачей? Групповые занятия мотивируют в десять раз больше, чем работа в одиночку. На нашем онлайн Курсе для детей мы развиваем навык планирования так, чтобы утро было солнечным и бодрым, а вечер приятным и теплым в кругу семьи. Регулярный график занятий, обратная связь тренера каждый день, поддержка коллег являются мощным стимулом развиваться и не отставать от других детей.

Как договариваться с ребенком. А.Силосьева
Ребенок воспринимает все ваши наставления в штыки, и в итоге все равное поступает по-своему, или вообще ничего не делает.
Как правильно действовать родителям?



Во-первых, давайте разберемся, почему он так реагирует. Возможно, ваши замечания слишком строгие и ребенок уже привык – чтобы он не делал, его дело все равно раскритикуют. Зачем же тогда стараться? Проще отмахнуться, или буркнуть что-то вроде «какая разница?»

К сожалению, многие родители, «договариваясь с ребенком», предъявляют к нему завышенные ожидания, такие же требования, как ко взрослому, а результаты их самих же огорчают. Вот пример, который я наблюдала позавчера: идет по улице мама с двумя детьми лет 4-5, ведет их из садика. Мама с детьми разговаривает. Вместо того чтобы показать им, какие иголочки на елочке, какая птичка поскакала, какие облака на небе, спросить, что в садике делали, чему научились, мама с детьми «договаривается»: «Давайте мы пройдем через парк, только если там карусели грязные, вы на них не садитесь, хорошо?» До парка, между тем, идти еще 20 минут с их скоростью! И я уверена, что к тому времени дети этот договор забудут напрочь. Зато мама вспомнит, и когда дети все же плюхнутся на карусели (которые просто не могут не быть грязными! А дети далеко не всегда могут оценить степень чистоты!), скажет: «Как же так, мы же договаривались, вы же обещали!» Так воспитывается чувство вины незнамо за что. Другой вариант – до парка дойдут, посмотрят, что грязно, огорчатся и пойдут мимо... Такое поведение взрослого – «обращение с детьми на равных»? Это незнание детской психологии и непонимание. Из того же ряда: «Я тебе конфету дам, но ты обещай, что суп все равно кушать будешь».

Вероятна так же возможность, что ребенку во всем потакают, и он уже привык, что его слушаются мама, папа, бабушка и кот Василий. То есть авторитет родных он не воспринимает всерьез, или вообще никак не воспринимает.

Длинный монолог с чтением нотаций в таких случаях, уговоры, договоры, подкуп – как об стенку горох. Можно распинаться сколько угодно, но результативность таких методов равна нулю.

Диалог намного эффективнее, особенно, если это хорошо организованный диалог. Вы свою главную мысль, подаете в форме конкретных вопросов, которые подразумевают короткий ответ. Важно! Ответ должен быть положительным. Давайте рассмотрим это на примере. Ребенок отказывается делать домашнее задание, решать дополнительные задания по математике, или не любит читать. Реакция обычных родителей: «Не будешь учиться, станешь дворником!». Или еще лучше: «Сделаешь домашнее задание, получишь пятерку, заработаешь 100 рублей». А стоит ли? Ребенок смело может отвечать: «Дворник тоже профессия!». Или: «Не хочу 100 рублей, дай 1000, потом сделаю».

Что делают умные родители? Умные родители разговаривают, беседуют, и подводят ребенка к правильному решению:

– Ты любишь отдыхать? – Да.
– И играть с друзьями тебе тоже нравится? – Да.
– У тебя есть время на отдых, для друзей, для новых знаний? – Есть.
– Каждый день искать, познавать что-то новое, а потом делиться с друзьями – это круто, так как с тобой интересно общаться. Ты можешь другим помогать. Можешь завлечь интересными историями, или удивить тем, что считаешь быстрее, чем калькулятор.
– Да.
– Почти все знания человечества собраны в книгах. Ты сегодня с чего начнешь с математики, или с литературы?

В таком диалоге родитель перехватывает инициативу, приводит разумные доводы, а ребенок понимает, соглашается и принимает решение в пользу своего развития сам.


Этот метод практикую в общении с дочкой уже больше года. Результат такой, что понимаем друг друга с полуслова. Там, где нужно убеждать, доказывать, что это полезно, ведем короткую беседу.

Я: Пошли на пробежку?
Дочка: Чего-то не охота…
Я: А желание быть красивой и здоровой есть?
Дочка: Есть))
Я: Пошли?
Дочка: Пошли.

И если раньше я бегала в одиночку, то сейчас мы часто бегаем вместе и занимаемся спортом. Она с энтузиазмом ходит на танцы.

Что интересно, наблюдаю, такой формат общения уже и с ее стороны со мной, со сверстниками. И это очень радует, так как формируется привычка общаться на позитиве.

«Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом»
Джон Лаббок
Made on
Tilda